УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 6»

                          О.Е.Быкова

 

Кодекс профессиональной этики педагога

муниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №

1. Основные положения

Нормами кодекса профессиональной этики педагога руководствуются все педагоги МБДОУ «Детский сад № 6», независимо от занимаемой должности, наличия наград, квалификационной категории, стажа педагогической работы.

Данный кодекс профессиональной этики педагога определяет основные нормы профессиональной этики:

          - регулирующие отношения между педагогами и обучающимися, а также другими сотрудниками учреждения;

- защищающие  человеческое достоинство;

- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии.

           Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях воспитателя с участниками образовательных отношений и государством.

Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

Основу норм кодекса профессиональной этики педагога составляют следующие основные принципы: гуманность, справедливость, профессиональность, ответственность, толерантность, демократичность, партнерство и солидарность.

1.1 Личность педагога

1.1.1.Профессиональная этика педагога требует преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

1.1.2.Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

          1.1.3. Нравственные требования к педагогу выходят за пределы его трудовой деятельности, Педагог, как при исполнении трудовых обязанностей, так и вне стен учреждения, должен воздерживаться от поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету, учреждению и моральному облику педагогического работника.

1.1.4.Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы.

1.1.5.Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, доверенных ему.

1.1.6.Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

1.2 Авторитет, честь, репутация

1.2.1.Своим поведением педагог поддерживает и защищает профессиональную честь педагога и является положительным примером для обучающихся.

1.2.2.Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

1.2.3.Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

1.2.4.В общении с обучающимися, родителями, сотрудниками учреждения и и представителями общественности педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.

1.2.5.Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, профессионализме.

1.2.6.Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, чего не может соблюдать сам.

1.2.7.Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с участниками образовательных отношений или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

1.2.8.Злоупотребление алкоголем и другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

1.2.9.Педагог дорожит своей репутацией.

2. Взаимоотношения с другими лицами

2.1 Общение педагога с воспитанниками

2.1.1. Педагог выбирает стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении.

2.1.2. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

2.1.3.Педагог проявляет уважение к личности каждого ребенка, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, поощряет в обучающихся развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

2.1.4.При оценке поведения и достижений обучающихся педагог должен укреплять их самоуважение и повышать самооценку, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

2.1.5.Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам.

2.1.5.При оценке достижений детей педагог стремится к объективности и справедливости. Требовательность педагога к обучающимся должна быть позитивной и обоснованной.

2.1.6 Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

2.1.7.Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему  информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

2.1.8.Педагог не злоупотребляет своим служебным положением.

2.1.9. Педагог не вправе отождествлять личность воспитанника с личностью и поведением его родителей

2.2 Взаимоотношения между педагогами

2.2.1.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся и других лиц.

2.2.2.Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

2.2.3.Педагоги избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

2.2.4.Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в учреждении, а не за пределами его. В учреждении не должно быть места сплетням.

2.2.5.Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

2.2.6.Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, корректной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

2.2.7.Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

2.3 Взаимоотношения с администрацией

2.3.1.Учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

2.3.2.В учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий учреждения.

2.3.3.Администрация учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

2.3.4.Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

2.3.5.Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

2.3.6.Оценки и решения  заведующего учреждения должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от личной близости администрации.

2.3.7.Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или извращать информацию, могущую повлиять на профессиональный рост педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

2.3.8.Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе - недопустимы.

2.3.9.Коллектив учреждения дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики, заведующий учреждения должен принять все законные меры для их устранения.

2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников

2.4.1.Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

2.4.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

2.4.3.Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников, не требуя от них вознаграждения за свой труд.

2.4.4.Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

2.4.5.На отношения педагогов с обучающимися и на их оценку не должна влиять помощь, оказываемая их родителями или опекунами учреждению.

2.5 Взаимоотношения с обществом

2.5.1.Педагог является не только воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.

2.5.2.Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор.

2.5.3.Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.

3. Академическая свобода и свобода слова

3.1.Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

3.2.При отборе и передаче информации обучающимся педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности.

3.3.Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о  региональной или государственной политике просвещения, а также о действиях участников образовательной деятельности, однако его утверждения не могут быть неточными, злонамеренными и оскорбительными.

3.5.Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд учреждения.

4. Использование ресурсов.

4.1.Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество, а также свое рабочее время для личных нужд.

5. Личные интересы и самоотвод.

5.1.Педагог и заведующий учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

5.2.Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

5.3.Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить главе администрации и лицам, рассматривающим данное дело.

6. Подарки и помощь учреждению.

6.1.Педагог строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

6.2.В случаях выражения благодарности со стороны родителей педагог может принять от них подарки, соответствующие этическим нормам.

6.3.Педагог может принимать лишь те подарки, которые:

- преподносятся добровольно;

- не имеют своей целью подкуп педагога;

- достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

6.4.Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не входит в сговор с другими педагогами, для организации родителей для вручения таких подарков или подготовки угощения.

6.5.Заведующий учреждения или педагог может принять от родителей  любую бескорыстную помощь, предназначенную учреждению. Материальная помощь оказывается на основании договора дарения или пожертвования. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность.

7.Прием на работу и повышение в должности.

7.1.Заведующий учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности.  

7.2.Педагог не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности.  

 7.3.Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

 

Приложение к кодексу

профессиональной этики  педагога.

Определения и практические советы.

Группа - это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Коллектив - это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных деловых и неформальных связей.

Корпоративный имидж - комплекс мер для создания привлекательного образа учебного заведения и продвижения его услуг на рынке образования. К числу таких мер относятся оформление интерьера, прямой и косвенный сервис, регалии руководителей и ведущих сотрудников.

Корпоративный кодекс – система правил, неукоснительно соблюдаемых сотрудниками в процессе взаимодействия с коллегами и воспитанниками.

Культура поведения -поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил.

Организационная культура – «деловое кредо» организации, т.е. совокупность основных целей ее деятельности, концентрированное выражение ее философии, политики, общей концепции управления, прямо или косвенно провозглашаемое и реализуемое администрацией и сотрудниками.

Этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения
педагога. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Слушать внимательно, когда ребенок разговаривает с вами.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.